В преддверии нового сезона великого шоу The Village вспоминает самые интересные и необычные эпизоды.
В преддверии нового сезона великого шоу The Village вспоминает самые интересные и необычные эпизоды.
Уже завтра, 24 января 2016 года, на телеканале FOX стартует десятый сезон «Секретных материалов», а всего через пару дней состоится и российская премьера сериала. Агенты Малдер и Скалли возвращаются спустя восемь лет после неудачного полнометражного фильма «Секретные материалы: Хочу верить» (и, страшно представить, спустя 14 лет после завершения культового оригинала) с шестью новыми эпизодами. Эти выходные — лучшее время, чтобы вспомнить старое или наверстать упущенное в преддверии премьеры, и мы выбрали самые интересные и необычные серии «Секретных материалов», которые заставили нас любить это шоу Криса Картера даже спустя долгие годы.
Первый сезон «Секретных материалов» вызывает особенное умиление: ранние 1990-е выглядят скорее как затянувшиеся 1980-е, Малдер и Скалли удивительно молодые, а сценарист и продюсер Крис Картер, кажется, ещё не до конца определился, каким должен быть его сериал. Самое интересное из ранних расследований — вот это, про серийного убийцу, который раз в 30 лет вырывает печень у своих жертв.
Эпизод, который позволяет увидеть Скалли с новой стороны: у агента умирает отец, и после его смерти её посещают видения. Тем временем находящийся в заключении серийный убийца и медиум Лютер Ли Боггс обещает помочь ФБР в поиске двух похищенных студентов в обмен на замену смертной казни пожизненным заключением. В общем, «Секретные материалы» играют в «Молчание ягнят».
Бывший агент ФБР, а ныне душевнобольной Дуэйн Бэрри сбегает из больницы и берёт в заложники четверых, чтобы вновь встретиться с пришельцами, которые когда-то его похитили. История из двух эпизодов, которую надо смотреть залпом, начинается как «монстр недели» — типичное небольшое дело на одну серию, которое можно скоро забыть. А потом внезапно оказывается важной ступенью в сквозном сюжете «Секретных материалов», посвящённом расследованию связи правительства и инопланетян, желающих колонизировать Землю.
Малдер и Скалли отправляются расследовать убийства в цирк шапито, а шоу здорово меняет тон: иной, отличный от обычного — не значит опасный. В эпизоде играет Майкл Андерсон — любимый актёр Дэвида Линча.
Агенты расследуют убийства предсказателей и встречают человека, который на самом деле предвидит будущее. «Последний покой Клайда Брукмана» — едва ли не самый популярный среди критиков эпизод сериала и бенефис Питера Бойла.
Сценаристы Глен Морган и Джеймс Вон, писавшие для первого сезона, а потом ушедшие делать свой проект, вновь вернулись — и придумали один из самых мрачных эпизодов. В «Доме» «Секретные материалы» берут себе эстетику слэшера и рассказывают историю семьи затворников, в которой долгое время практиковался инцест.
Ещё одна — после уже упомянутой Beyond the Sea — история, в которой антагонист старается играть с личными чувствами агента, на этот раз Малдера. Маньяк Джон Ли Рош, убивавший маленьких девочек и вырезавший сердечки из одежды жертв, говорит Малдеру, что это именно он убил его сестру Саманту. Бенефис Тома Нунена.
Вообще-то, почти все самые лучшие и необычные эпизоды «Секретных материалов» написал не Крис Картер, а Винс Гиллиган — будущий создатель «Во все тяжкие». В его «Дурной крови» Малдер и Скалли сталкиваются с вампирами и рассказывают об одних и тех же событиях прямо противоположные вещи. Смешно.
Наверное, именно без этой серии «Во все тяжкие» не были бы такими, какими мы их знаем: сценарист — снова Гиллиган, а в главной роли Брайан Крэнстон. В напряжённой «Гонке» он играет человека, у которого от воздействия сверхдлинных волн вот-вот взорвётся голова — и чтобы спастись, нужно как можно быстрее нестись в машине подальше.
Агенты направляются к своему источнику в Зону 51, но катастрофа странного летающего объекта случайно меняет телами Малдера и одного из высокопоставленных сотрудников базы Морриса Флетчера. В итоге Малдер вынужден жить типичной жизнью представителя среднего класса с проблемами в семье и кризисом среднего возраста, а Флетчер наконец-то наводит порядок в квартире Малдера.
Кажется, к шестому сезону даже самим создателям надоела привычная формула сериала, поэтому всё чаще стали появляться экспериментальные постмодернистские серии. В «Понедельнике», ещё одной работе Гиллигана, агенты попадают во временную петлю и вынуждены раз за разом погибать во время ограбления банка. Выходит, в общем, мрачный «День сурка», хотя сам Гиллиган якобы черпал вдохновение в «Сумеречной зоне» из 1960-х.
И снова игра с нарративом. Агенты пытаются найти причину загадочного появления двух скелетов в области, где часто встречаются НЛО. Малдер списывает всё на пришельцев, но очень скоро обоим агентам придётся пережить страшную галлюцинацию. А потом ещё и ещё одну.
«Секретные материалы» на один эпизод становятся полицейским реалити-шоу с дрожащей камерой — да, это снова Гиллиган и снова постмодернистские эксперименты. Считается, что сценарист долго пробивал идею этого эпизода, но смог получить от Картера зелёный свет на эксперименты, лишь когда стало ясно, что сериал близок к закрытию. Тем не менее после седьмого сезона появилось ещё два, но уже почти без Малдера.
Ну и напоследок режиссёрский дебют Гиллигана. Он сам написал и снял ироничную историю о женщине-джинне, которая вынуждена исполнять желания людей. Обычно, правда, исполнение этих желаний ни к чему хорошему не приводит.