В этом году на Неве вновь появился развлекательный комплекс «Серебряный кит»: плавучий ресторан, сделанный в форме огромной рыбы, пришвартовался в Невском районе, недалеко от парка имени Бабушкина. Сооружение построили десять лет назад: его планировали разместить в Москве, потом — в Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта, но в итоге стоянку не согласовали ни там, ни там.
Как кит выглядит внутри, зачем его транспортировали из Москвы в Петербург и как в 2007 году конструкция оказалась перед Летним садом? «Бумага» рассказывает историю удивительного архитектурного объекта.
Как в Москве построили развлекательный комплекс с баром и рестораном и почему не смогли разместить его на Москве-реке
Комплекс «Серебряный кит» (его также называли «Рыба-кит») начали строить в 2001 году в Москве. Над внешним видом объекта работала студия Pole Design архитекторов Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина. Заказчиком выступила финансово-промышленная компания ООО «Фарсэй».
Как рассказывает архитектор Андрей Волков, который проектировал внутреннее оформление комплекса, изначально были разные варианты того, как будет выглядеть сооружение, но в итоге заказчики остановились на форме рыбы. Планировалось, что внутри разместится развлекательный комплекс — с рестораном и ночным клубом.
Фото: Егор Цветков / «Бумага»
Андрей Волков
архитектор-дизайнер
— На Москве-реке в то время было достаточное количество дебаркадеров (стационарных плавучих сооружений — прим. «Бумаги»): ресторанов, гостиниц. Тогда еще существовали казино — у этого объекта [по плану] тоже была такая функция. Но потом по всей стране казино запретили (работу казино и игровых залов за исключением специальных зон запретили в 2009 году, однако закон был принят еще в 2006 году — прим. «Бумаги»). Соответственно, объект был перепрофилирован в развлекательный комплекс на воде. По проекту там был большой банкетный зал, двухъярусный ресторан, бар на верхней палубе.
Поскольку мы все-таки архитекторы-дизайнеры и не специализируемся на речной тематике, для проектирования самого судна была привлечена инжиниринговая компания. По большому счету, объект спроектирован по всем корабельным канонам. Единственное: он не может самостоятельно передвигаться — только с помощью буксиров. Это стационарная плавучая платформа.
Однако установку сооружения на Москве-реке не согласовали. Директор «Фарсэя» Юрий Кавзусь в 2005 году говорил, что причины отказа московских властей компании неизвестны, и отмечал, что тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков «даже хвалился проектом на выставке в Берлине». В середине 2000-х Лужков начал бороться с дебаркадерами в Москве: с реки убирали рестораны, гостиницы и другие плавучие объекты.
Заказчики решили переместить кита с московских верфей в Петербург: как рассказал Волков, тогда еще не до конца готовый объект разобрали на части и по каналам вывезли из Москвы.
Как плавучий комплекс достраивали в Петербурге и что находится внутри кита
В Петербурге строительство продолжили на судостроительном заводе «Северная верфь», который находится на берегу Финского залива, у морского канала. Как в 2005 году писал «Деловой Петербург», стоимость проекта оценивалась около 300 тысяч долларов.
Волков присоединился к проекту, когда начал заниматься интерьерами: работа над внутренним оформлением, по словам архитектора, продолжалась с 2006 по 2008 год.
Здесь кита, рассказывает Волков, пришлось приспособить под Неву: если для высоких московских набережных вход в сооружение планировался через вторую палубу, то в Петербурге попасть внутрь можно было снизу.
Андрей Волков
архитектор-дизайнер
— Для меня это был первый объект подобного плана. Благодаря ему я получил колоссальный опыт, потому что там [в оформлении помещений] не было ни одной прямой линии.
Я принял концепцию за данность: я делаю интерьеры внутри кита. Отсюда родилась идея: разные палубы были разными его «внутренностями». На дне — какие-то обломки кораблей, в песках лежат драгоценности, цветут актинии, водоросли. Основной цвет там был синий. Средняя палуба — это внутренняя часть кита: там всё такое красновато-блестящее, с овалами, скруглениями. А в верхней части были кристаллы льда: предполагалось, что это кит, который плавает в северных широтах. Правда, сначала мы сделали кристаллы серебряными, но заказчики попросили сделать их золотыми.
Как «Серебряный кит» швартовался у Летнего сада и что с ним происходит сейчас
На верфи проделывали основные работы: достраивали корпус и внутренние помещения. Однако окончательно оформление должно было быть закончено на месте стоянки, говорит Волков: например, уже после буксировки кита внутри должны были развесить зеркала, светильники и другие хрупкие элементы. По словам архитектора, владельцы согласовывали проект транспортировки с властями — с учетом навигации и развода мостов.
Первоначально установку дебаркадера планировали на набережной Лейтенанта Шмидта, однако город, как писали СМИ в 2013 году, расторг договор с «Фарсэем». Дебаркадер хотели разместить на Выборгской набережной, но там стоянку также не согласовали. В 2007 году сооружение какое-то время даже находилось у Летнего сада: кита пришвартовали, по сообщениям СМИ, прямо к Кутузовской набережной. Вскоре, по словам Волкова, кит вернулся на верфь: по какой причине — ему неизвестно.
13
«Серебряный кит» напротив Летнего сада. Фото: wikimapia.org
Строительство «Серебряного кита». Фото: wikimapia.org
Строительство «Серебряного кита». Фото: wikimapia.org
В 2007 году в Петербурге запретили заключать новые договоры на размещение подобных объектов на набережных в центре города. А несколькими годами позже с Невы начали убирать и другие плавучие рестораны: например, «Кронверк» на Адмиралтейской и «Европу» на Мытнинской. Предписание покинуть участок выписали и «Забава-бару», который тогда также располагался на Мытнинской. Кафе переместилось на Петроградскую набережную, где его стоянку в 2018 признали незаконной.
Андрей Волков
архитектор-дизайнер
— Последний раз я был на объекте, когда готовилась его транспортировка. После неудачной попытки разместить рыбу на одной из набережных она вернулась обратно на верфь. А после этого проект закрыли, и я о нем больше не слышал. Что-то пошло не так, а что именно — мне неизвестно.
Печально, потому что за 10 лет наша концепция, которая, в общем, задорная и хорошая, уже устарела. Но по крайней мере тогда никто такого не делал — да и сейчас не делает. Этот проект для нас самих загадка. Заказчики — смелые люди: они вложили огромное количество денег, а потом не смогли разместить объект ни там, ни здесь. У него какая-то роковая судьба.
Я понимаю, что, с одной стороны, объект неоднозначный, а с другой — он именно этим и крут. Потому что и сейчас вызывает кучу дискуссий и эмоций и поэтому интересен. Такой объект вполне может стать одним из символов какой-нибудь зоны Петербурга, который привлекает туристов. Вопрос только в том, что из него делать.
Вновь «Серебряный кит» появился в Петербурге весной 2018 года: плавучий ресторан разместили у набережной вдоль проспекта Обуховской обороны, недалеко от парка имени Бабушкина. Петербуржцы публиковали фотографии кита, называли его НЛО и «морским чудищем» и писали, что выглядит он «футуристично». Попасть сейчас внутрь дебаркадера невозможно: там дежурит охрана.
Как «Бумаге» сообщили в комитете имущественных отношений, договор об аренде этого участка земли — с той же ООО «Фарсэй» — был заключен в 2016 году. По данным «Спарк», сейчас основная деятельность компании — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Срок действия договора — 5 лет. «Цель — установка стационарного судна. Судно стоечное, плавучий ресторан», — пояснили в комитете, однако не уточнили, будет ли сооружение как-то использоваться в ближайшее время. При этом в КИО отметили, что компания получила необходимые согласования органов власти, включая КГИОП и УФАС, после чего заявку одобрили.
В КГИОП, в свою очередь, «Бумаге» ответили, что участок, на котором швартуется кит, расположен вне границ зон охраны объектов культурного наследия. Поэтому ограничения охранного законодательства на него не распространяются.